ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

С 2002 г. ЮНЕСКО активно поддерживает инициативы по созданию открытых образовательных ресурсов (ООР). Особое значение ООР приобретают в развивающихся странах, поскольку их использование позволяет значительно расширить доступ к качественному высшему образованию и обучению на протяжении всей жизни (Forum on the Impact of Open Courseware for Higher Education in Developing Countries, ЮНЕСКО, Париж, 1-3 июля 2002 г.). К настоящему времени ООР-сообщество выработало общие подходы к созданию виртуальных репозиториев и учебных материалов. Создаются, пополняются и используются десятки крупных архивов ООР. Значение ООР для глобального образовательного сообщества было отмечено в Коммюнике Всемирной конференции по высшему образованию: Новая динамика высшего образования и научных исследований для изменения общества и его развития: «ОДО и ИКТ предоставляют возможность более широкого доступа к качественному образованию, в особенности, когда открытые образовательные ресурсы становятся общими для многих стран и высших учебных заведений» (ЮНЕСКО, Париж, 5-8 июля 2009 г.). Начиная с 2010 года ИИТО ЮНЕСКО приступил к реализации совместного проекта, направленного на продвижение открытых образовательных ресурсов (ООР) на основе изучения потребностей и возможностей распространения и использования ООР в неанглоязычных странах.

На начальном этапе проект был ориентирован на образовательный контент для русскоязычной аудитории и охватывал преимущественно страны СНГ и Балтии. Предварительное изучение современных ООР было проведено в Республике Азербайджан, Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Республике Молдова, Российской Федерации, на Украине, в Узбекистане, а также в Латвии и Литве. По результатам ИИТО ЮНЕСКО был подготовлен и опубликован доклад «СНГ на пути к открытым образовательным ресурсам». В 2011 году географический охват проекта расширился – им были охвачены Япония, Китайская Народная Республика, Бразилия, Турция и Вьетнам, что позволило углубить понимание основных тенденций развития ООР в неанглоязычных странах. ИИТО ЮНЕСКО опубликовал тематическое исследование по вопросам ООР в Литве и Бразилии (проф. Стивен Даун назвал данную публикацию одним из лучших изданий по ООР в 2011 году, позднее она была переведена на португальский язык при поддержке сектора ЮНЕСКО по коммуникации и информации), в Китае, Польше, Франции (опубликованы в 2011, 2013, 2015 годах) и в Кении (материал увидит свет в 2016 году). Несколько новых публикаций по использованию ООР в неанглоязычных странах находятся на стадии разработки и подготовки к печати. В общей сложности, исследования были проведены в 20 неанглоязычных странах.

ИИТО ЮНЕСКО принимал участие в консультациях по продвижению ООР за пределами сообщества ООР, проводимых сектором образования ЮНЕСКО и Сообществом обучения. Институт внес вклад в разработку Руководящих принципов ЮНЕСКО по открытым образовательным ресурсам (ООР) в высшем образовании и подготовил перевод данного документа на русский язык для его дальнейшего продвижения в странах СНГ, в частности, в Кыргызской Республике (КР). ИИТО ЮНЕСКО обеспечил размещение на своем официальном сайте и дальнейшее распространение русскоязычной версии публикации Руководящих принципов ЮНЕСКО по открытым образовательным ресурсам (ООР) в высшем образовании (перевод подготовлен совместно с ABBYYLS). Два данных документа были взяты ИИТО ЮНЕСКО за основу при оказании консультационной поддержки Кыргызской Республике в разработке ее национальной стратегии в сфере ООР.

Для распространения информации об открытых лицензиях были организованы два международных семинара в Москве: «Открытые образовательные ресурсы и права интеллектуальной собственности» и «Использование открытых лицензий в странах СНГ». Первая встреча собрала экспертов в области ИКТ в образовании и ООР, а также прав интеллектуальной собственности из Азербайджана, Китая, Латвии, России, Турции, Великобритании и Украины. Во втором семинаре приняли участие представители европейского отделения Creative Commons, а также эксперты в области прав интеллектуальной собственности из 6 стран СНГ. Институтом развития информационного общества в сотрудничестве с ИИТО ЮНЕСКО был подготовлен аналитический доклад «Использование лицензий Creative Commons в Российской Федерации».

ИИТО ЮНЕСКО опубликовал статью о состоянии ООР в СНГ в совместном сборнике, выпущенном штаб-квартирой ЮНЕСКО и Сообществом обучения под названием «Открытые образовательные ресурсы и перемены в высшем образовании: Практические размышления», который распространялся на Всемирном конгрессе по ООР 2012. ИИТО ЮНЕСКО также подготовил раздел «Open Educational Resources through the System of Russian National Portals» для монографии «Открытые образовательные ресурсы: политика, расходы, трансформации», посвященной вопросам ООР в неанглоязычных странах, которая была подготовлена к печати штаб-квартирой ЮНЕСКО и Сообществом обучения.

Для обучения педагогов созданию и использованию ООР был подготовлен интерактивный учебный курс, содержащий инструментарий для разработки ООР, который в настоящее время находится в открытом доступе на сайте ИИТО ЮНЕСКО. Для облегчения доступа к ООР ИИТО ЮНЕСКО был разработан и выпущен каталог открытых образовательных ресурсов iite.unesco.org/oer/.

Комментарии

OPEN EDUCATIONAL RESOURCES

Since 2002 UNESCO has been promoting the initiative for free educational resources (OER) on the Internet, which are critically important for ensuring wide access to quality higher education and life-long learning (Forum on Open Courseware for Developing Countries, UNESCO, Paris, 1-3 July, 2002). Since then a consensus within the relevant community has been achieved on the approaches to be used in producing virtual repositories of learning materials. Dozens of large-scale repositories have been complied, updated and used. The importance of OER for the world education community has been stressed in the Communiqué of the World Conference on Higher Education: The New Dynamics of Higher Education and Research for Societal Change and Development as "ODL approaches and ICTs present opportunities to widen access to quality education, particularly when Open Educational Resources are readily shared by many countries and higher education institutions" (UNESCO, Paris, 5-8 July 2009).

At its initial stage the project was focused on educational content in the Russian language and covered mostly CIS and Baltic States. The preliminary study of the state-of-the-art of OER was carried out in the Republic of Azerbaijan, Republic of Armenia, Republic of Belarus, Republic of Kazakhstan, Republic of Moldova, the Russian Federation, Ukraine, Uzbekistan, as well as in Latvia and Lithuania. A synthesis report “CIS on the Way towards Open Educational Resources” was prepared and published by IITE. In 2011, the geographical scope of the IITE OER project expanded to include Japan, People’s Republic of China, Brazil, Turkey and Vietnam. These surveys provided a further insight into how OER-related patterns vary in non-English-speaking countries. IITE published the case studies on OER in Lithuania, Brazil (this publication was considered by Stephen Downes in 2011 as one of the top publications on OER and was translated into the Portuguese with the support of the CI Sector), China, Poland, France (publications were published in 2011, 2013, 2015) and Kenya (will be published in 2016 ). Several other case studies surveying best practices in OER in non-English-speaking countries are under preparation for publication. In total, 20 selected non-English speaking countries were surveyed.

IITE was involved in consultations promoting OER beyond the OER community held by the UNESCO Education Sector and the Commonwealth of Learning. The Institute has contributed to the development of the UNESCO/COL Guidelines for Open Educational Resources (OER) in Higher Education and translated the Guidelines into the Russian language to further promote them in the CIS countries, in particular Kyrgyz Republic. The Russian version of the "Open Educational Resources (OER) Country Policy Development Template" (joint translation project with ABBYY LS) was published by UNESCO IITE at its website and distributed. The Kyrgyz Republic initiative in developing national OER strategy was supported by IITE through advice and consultancy based on these two documents.

To introduce the open licensing frameworks, two international workshops “Open Educational Resources and Intellectual Property Rights” and “The use of open licenses in CIS” were organized in Moscow. The first workshop brought together experts in ICT in education, OER and IPR from Azerbaijan, China, Latvia, Russia, Turkey, UK and Ukraine. The second workshop was attended by Creative Commons Europe and participants from six CIS countries. In collaboration with UNESCO IITE the Institute for the Information Society produced the analytical report “The use of Creative Commons Licenses in the Russian Federation”.

An IITE article on OER in CIS was published in a joint UNESCO/COL volume “OER as a Catalyst for Educational Change in Higher Education” distributed at the World OER Congress 2012. UNESCO IITE prepared a chapter “Open Educational Resources through the System of Russian National Portals” for the monograph “Open Educational Resources: Policy, Costs and Transformation” published on OER in non-English-speaking countries by the UNESCO Headquarters.

To develop the capacity of educators in OER production and re-use, an online training course, including a special tool for OER development was elaborated and made openly available at the IITE website. To facilitate access to OER, an IITE OER gateway was developed and launched (iite.unesco.org/oer/).

Facebook comments