ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮНЕСКО И ИИТО ЮНЕСКО В ОБЛАСТИ МЕДИЙНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры  занимается продвижением медиа образования с 1982 года: ЮНЕСКО организовала  форум экспертов из разных уголков мира в городе Грюнвальд, Германия, для обсуждения вопросов, связанных с медиа образованием. В  Грюнвальдской декларации сформулирован призыв содействовать развитию медиа образования в рамках общеобразовательной системы. На конференции ЮНЕСКО в Тулузе в 1990 году делегаты из 40 стран обсудили будущее медиа образования в различных регионах мира и подтвердили необходимость создания единых требований к разработке учебных программ и материалов для преподавания/изучения медиа. С течением времени термин медиа претерпел значительные изменения, что было отмечено на конференции ЮНЕСКО, проведенной в Вене в 1999 году. С этого момента понятие медиа уже не ограничивалось прессой, кино, радио и телевидением, его значение расширилось и стало включать весь «печатный мир и графику, аудио, фотографии и видео изображения, доставленные потребителю с помощью любых технологий» (Рекомендации Венской конференции «Образование для века медиа и цифровой эпохи»,  адресованные ЮНЕСКО, 18-20 апреля 1999 г.).

Принципы и основные определения, принятые в период между Грюнвальдской и Венской конференциями, были  пересмотрены и обобщены участниками семинара ЮНЕСКО, прошедшего в Севилье в 2002 году. Отныне понятие медиа образования вышло за пределы школьного образовательного учреждения и охватило других игроков в сфере медиа: законодателей, органов государственной власти, представителей медиа индустрии и общественных организаций. Александрийская декларация ЮНЕСКО (2005) позволила углубить и расширить понятия медиа образования и медийной грамотности, провозгласив их основой образования на протяжении жизни. Парижская программа ЮНЕСКО (2007) содержит двенадцать рекомендаций по развитию медиа образования. В 2011 году ЮНЕСКО выпустила программу обучения педагогов «Медийная и информационная грамотность», которая стала результатом работы и сотрудничества экспертов из широкого круга областей, таких как медиа, информация, ИКТ, образование и разработка учебных программ.

Продвижение медийной и информационной грамотности является одним из основных направлений деятельности ИИТО ЮНЕСКО. ИИТО ЮНЕСКО издал теоретическую монографию «Медийная грамотность и новый гуманизм» (авторами которой являются Хосе Мануэль Перес Торнеро и Тапио Варис). Это исследование было предпринято для углубления понимания современных тенденций развития медиа культуры и движения медиа грамотности, а также для разработки концептуальной основы понятийного аппарата медийной грамотности, новой программы медийной грамотности и обучения педагогов и учителей. В 2011 году ИИТО ЮНЕСКО был подготовлен перевод книги «Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов» на русский язык и провел международное совещание экспертов по вопросам адаптации учебной программы к российскому контексту (12 декабря 2011 года). Основные проблемы локализации программы ЮНЕСКО обучения педагогов медийной и информационной грамотности были обсуждены на Круглом столе «Инструменты развития медиа- и информационной грамотности», организованном ИИТО ЮНЕСКО в рамках Международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания».

В 2012 году ИИТО ЮНЕСКО опубликовал учебник «Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности», призванный стать инструментом для педагогических вузов, способствующим формированию медийной и информационной грамотности педагогов и учеников.

Комментарии

UNESCO AND IITE ACTIVITIES IN MEDIA AND INFORMATION LITERACY

The United Nations Scientific, Educational and Cultural Organization has been promoting media education since 1982, when UNESCO gathered experts from numerous countries to debate media education in Grünwald, Germany. The Grünwald Declarationencouraged promotion of media education in school systems. At the Toulouse Conferencein 1990 delegates from 40 countries discussed the future of the media education worldwide and appealed to the need to provide guidelines for the development of specific curricula and teaching/learning materials. Through the time the concept of media radically modified, which was witnessed at the Vienna Conference in 1999. It was no longer concerned solely as press, cinema, radio and television, but as “words, signs, sounds, as well as still and moving images used as a vehicle by all kind of technology” (Recommendations addressed to the UNESCO adopted by the Vienna Conference “Educating for the Media and the Digital Age”, 18-20 April 1999).

Principles and general definitions adopted between the Grünwald and Vienna conferences were revived and summed up at the Seville Seminar in 2002. In Seville, the definition of media education went beyond the scope of school setting and emphasized the role of other actors: legislators, authorities, media industry and NGOs. UNESCO Alexandria Declaration (2005) enabled further development of media education and media literacy concepts by stating it as a basis for Lifelong Learning.  The UNESCO Paris Agenda (2007) identified twelve recommendations for Media Education. In 2011, UNESCO published Media and Information Literacy Curriculum for Teachersas a result of collaboration of experts from a wide range of domains such as media, information, ICTs, education, and curriculum development.

One of the focus areas of IITE activities is promoting media and information literacy. The UNESCO IITE published a theoretical monograph Media Literacy and New Humanism(authors: José Manuel Pérez Tornero and Tapio Varis). The study was initiated to provide a deeper insight into the recent trends in the development of media culture and media literacy movement and to provide conceptual framework for media literacy, new media literacy curriculum and teacher training. In 2011, IITE translated Media and Information Literacy Curriculum for Teachersinto the Russian language and held an International expert meeting on localization of the Curriculum(12 December, 2011). The key challenges of the Curriculum localization and adaptation in the regionwere further discussed within a roundtable on Instruments of MIL Promotion held by IITE in the framework of the International Conference on Media and Information Literacy for Knowledge Societies.

In 2012, IITE published a handbook Pedagogies of Media and Information Literaciesto equip teacher training institutions with a tool facilitating teaching media and information literacy.

Facebook comments